Каков порядок взыскания задолженности по коммунальным платежам?
Физическое лицо может уведомляться о наличии задолженности по оплате коммунальных услуг различными способами: посредством СМС-сообщения, телефонного звонка, сообщения электронной почты или через личный кабинет в ГИС ЖКХ и др. (пп. "е(3)" п. 32 Правил N 354). Также практикуется выставление платежных документов с информацией о задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, позволяющей внести соответствующую плату (ч. 2 - 2.1 ст. 155 ЖК РФ).
В платежных документах помимо задолженности указывается неустойка (штраф, пени) в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты коммунальных услуг (Письмо Минстроя России от 01.03.2021 N 7694-ОЛ/11).
Обратите внимание! С 28.02.2022 до 01.01.2023 начисление и уплата пеней в случае неполного и (или) несвоевременного внесения платы за коммунальные услуги осуществляются исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей по состоянию на 27.02.2022 (п. п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 26.03.2022 N 474).
Действующим законодательством РФ не предусмотрен обязательный претензионный порядок по данной категории дел, поэтому кредитор может сразу обращаться в суд, не прибегая к досудебному порядку урегулирования спора (Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08.04.2021 по делу N 88-5004/2021). Вместе с тем на практике направление претензии позволяет кредитору сократить временные и финансовые издержки, поскольку не исключено, что должник, получив претензию, будет согласен удовлетворить ее и погасить задолженность.
При добровольной уплате неустойки ее размер по общему правилу подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа (Письмо Минстроя России от 01.03.2021 N 7694-ОЛ/11).
|